Может кому будет интересно...
По результатам общения с разными камерами данного класса решил написать небольшой обзор с личными впчатлениями.
Принимали участие следующие камеры:
Значитца так,, для сравнения использовались следующие фотоаппараты:
1. Asachi Pentax-Spotmatic
2. Fujica st705
3. Зенит-ЕТ
4. Зенит-12хр
5. Praktica L2
6. Киев-19м
Все фотоаппараты кроме Киева имеют резьбу М42 и совместимы с объективами для Зенита. Киев-19 имеет байонетное крепление объектива и совместим с объективами для Никона, так что он в этом списке немного чужой.
Фаворит всех моих тестов – Fujica st 705:
На ощупь - приятный, не скользкий, в меру тяжёлый. В руках лежит удобно, углы сглажены, снимать им приятно. По удобству Фудзика сравнима с Пентаксом и намного удобнее, чем Киев, Зенит или Практика. Киев-19 кажется по сравнению с Фудзикой просто-таки среднеформаткой. Пентакс чуть длиннее, по высоте равен. Зениты значительно выше. Практика – просто уродливая и угловатая камера. Для сравнения, Киев-19 и Фудзика рядом. Без комментариев:)
Нссчёт облицовки корпуса. Зенит-ЕТ самый крепкий, с дюралевым верхом. У Пентакса и Фудзики верх тоже на первый взгляд – дюралевый, но Практика тоже с виду имеет дюралевый верх, который на самом деле всего-лишь пластик с фольгированием. Царапать облицовку иголкой для выяснения я всё же не буду – жалко. Киев-19 и Зенит-12хр – откровенно пластиковые.
Видоискатель у Фудзики очень большой - самый большой из тех фотоаппаратов, что я перещупал. Даже чуть больше, чем у Пентакса и Киева-19, о Зенитах, естественно, и речи идти не может. Флажка взвода, как у Практики нет, как впрочем и у всех остальных фотоаппаратов из моего списка. Экспонометр Фудзики внешне очень похож на экспонометр Пентакса, расположен справа в видоискателе, срелочный, только чуть аккуратнее и меньше. У Киева-19 и Зенита-12хр экспонометр так же в видоискателе, но светодиодный. Зенит-ЕТ имеет несопряжённый экспонометр на морде, которым приходится отдельно замерять экспозицию, а потом полученными данными пользоваться. У Практики экспонометра нет.
Фокусировочный экран у Зенита-12хр и Фудзики с клиньями, у остальный – с микропризмами. В принципе, призмы Пентакса мне тоже понравились, при расфокусировке троят изображение так, что мама не горюй. Но клинья лучше.
Больший диапазон выдержек у Фудзики - самая короткая - 1/1500 (у Пентакса и Практики - 1/1000, у Зенитов и Киева - 1/500). Сверхкороткие у меня как правило не слишком востребованы, так как снимаю в основном на ч/б с невысоким ISO, но всё равно приятно.
Ручка взвода лучше всех у Пентакса - рукоятка изящная, дюралевая, очень удобная, у Киева полностью пластиковая, но такая толстая, будто на гориллу делана, ну а у Зенитов давно пластиковые нашлёпки поотлетали. У Фудзики ручка взвода хиленькая, с пластиковым качающимся навершием. Очень нежная на вид.
На Фудзике, Практике, Зенитах и Киеве установлен горячий башмак (на Пентаксе только холодный) с синхронизацей по передней шторке. У Фудзики и Пентакса кроме того имеются два синхроконтакта – для поджигания обычных и одноразовых вспышек. На Зенитах и Киеве-19 синхроконтакт один, на Практике ни одного, только башмак.
Синхронизация вспышки возможна до 1/60 на Пентаксе, Фудзике, Практике и Киеве-19 -. На Зенитах - до 1/30 (впрочем, мой ЕТ только после падения в ущелье перестал синхронизироваться на 1/60, видимо, экземпляр был удачный).
Не очень понравилась у Фудзики приёмная катушка - с узкими, гладкими прорезями, почти такая же как у Пентакса. Нужно потрудиться (или потренироваться), чтобы заправить плёнку. Катушки Зенитов и Киева, с зубчиком и широкими прорезями мне кажутся гораздо удобнее. Впрочем, у Практики ещё дурнее с её проволочными рамками.
Самый удобный экспозамер из перечисленных аппаратов - у Киева-19. Меряет экспозицию на открытой, Ais поводок передаёт на камеру значение диафрагмы и всё в шоколаде. Если нет поводка - на рабочей. Примерно та же система у Зенита-12хр, только полунажатие кнопки спуска приводит ещё и к закрыванию диафрагмы до рабочего положения. Много страхов наслушался про Фудзику, пока сам не попробовал. Система, конечно, не вершина эргономики, но привыкнуть можно. У Фудзики есть аналог такого поводка, но присутствует он только на родных Фудзинонах (как впрочем и Ais-поводок только на Никоновских и совместимых с этим форматом объективах, и то не на всех). У Пентакса для замера приходилось передвигать рычажок рядом с объективом, для того, чтобы закрыть диафрагму, который срывался после нажатия на спуск. У Фудзики очень похожая система, только вместо рычага - кнопка. Для замера нужно нажать эту кнопку (прикрыв диафрагму до рабочего состояния) и полунажать спуск (включив экспонометр). Естественно, что такая фигура из трёх пальцев в девяти случаях из десяти приведёт к спуску взведённого затвора - мало пальцев, чтобы давить на кнопки и прочно держать камеру. Так что замер экспозиции нужно делать ДО взвода затвора. О беготне с неэкспонированным кадром лучше забыть. Но в целом, не так страшен чёрт, как его малюют и привыкнуть к такой системе - дело пяти плёнок. Кроме того, меряешь экспозицию не для каждого кадра, а для серии кадров, общих по освещённости. Самый простой по конструкции и сложный в применении – Зенит-ЕТ. Сначала приходится замерять несопряжённым экспонометром освещённость сцены, запоминать экспопару, после чего переносить данные на димб выдержек и кольцо управления диафрагмой.
Камеры имеют автоспуск, за исключением Киева-19 и Практики, причём у Фудзики и Пентакса кнопка спуска автоспуска (прошу прощения за каламбур) спрятана под рукояткой взведения.
Пентакс, Зенит-12хр и Практика выигрывают по креплению камеры к штативу, у них гнездо по центру, а у Практики ещё и довольно сильно смещено вперёд - под резьбу объектива. У остальных – катастрофа. Гнездо убрано к краю камеры, так что камера касается штатива только бочком и при тяжёлом объективе во много раз возрастает опасность срыва с резьбы.
Ручка обратной перемотки у всех аппаратов большая и удобная. У Киева, правда, ручка отвалилась после первого же сезона и пришлось ему переставлять ручку от убитой Практики, что и видно на фотографии.
Задняя крышка с большим прижимным столиком - намного шире, чем кадр – только у Пентакса и Фудзики и эти фотоаппараты выгодно отличаются от других камер.
Крышка у всех камер, кроме Зенита-ЕТ фиксируется классически - защёлками, которые отводятся рукояткой перемотки. У Зенита-ЕТ на крыгшке рычажок, который можно неосторожно задеть, вследствие чего крышка может открыться и плёнка, естественно, окажется засвеченной .
Вот, собственно, и всё. Могу показать примеры, но, как мне кажется, смысла в них немного - кадры рисует оптика, а не камера.