Форум фотосообщества города Б

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЛИКБЕЗ

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Собственно, САБЖ. Чтобы в будущем не возникало разногласий, постараюсь гелерализовать свою подборку статей и заметок и передать их смысл популярным языком. если что-то окажется не понятным, прошу задавать вопросы.

Часть I
В которой рассказывается о том, что такое фокусное расстояние,как оно связано с углом зрения, а так же посмотрим, что такое ГРИП, почему ГРИП -"она" и с чем её едят.

Начнём с самого сложного, с фокусного расстояния оптической системы. Параметр этот жёстко привязан к конструкции объектива. Изначально, когда никаких объективов не было, термин "фокусное расстояние" имел вполне осязаемое значение. Им определяли расстояние от дырочки в камере обскура до фотопластинки. Дело в том, что безлинзовые фотоаппараты не знают, что такое глубина резкости и рисуют одинаково резко и объекты, расположенные непосредсвенно перед камерой и очень удалённые предметы. Масштаб изображения менялся перемещением передней доски фотоаппарата с входным зрачком. Отведя доску на 200 мм, получали длиннофокусный 200 мм "объектив". В дальнейшем "фокусное расстояние" (дальше "ФР") определяли как масштаб изображения, получаемого объективом установленным на "бесконечность" именно в эквиваленте к камере обскура.
Сейчас термин "фокусное расстояние" определяется сложнее:
"ФР, это  расстояние от главного фокуса до задней узловой точки"
При этом:
Главный фокус — точка на главной оптической оси объектива (линзы), образованная прошедшими через него лучами света от бесконечно удалённой точки.
узловые точки — две условные точки, в которых происходит условное пересечение световых лучей.
Передняя узловая точка расположена в том месте, куда, как кажется, направлены световые лучи, входящие в фотообъектив. Задняя узловая точка расположена там, откуда они, как кажется, выходят, пройдя через фотообъектив. Почему применяется слово "условно"? Потому, что лучи могут и не пересекаться в этой точке - они могут быть отклонены последующими линзами объектива от того направления, в котором они входят/выходят. Если мысленно продолжить ход этих лучей до их пересечения с оптической осью, мы получим узловые точки.

У отрицательных линз фокальная плоскость называется "мнимой", так как отсутствует в реальной физике, расположена перед линзой и является не более чем математической формулой - резкого изображения рассеивающей линзой получить невозможно.

ФР НЕ ТОЖДЕСТВЕННА заднему рабочему отрезку оптической системы, так как задняя узловая точка может находится на разном расстоянии от задней линзы или даже вне объектива. От ФР НЕ ЗАВИСИТ площадь покрытия и рабочий угол зрения объектива.

ФР - термин достаточно информативный, пожалуй, только для математиков и физиков, так как не связан ни с углом зрения ни с размером светоприёмника. Есть устоявшаяся система ФР в эквиваленте малоформатных камер, использующих плёнку размером 24х36 мм. Принятие в качестве точки олтсчёта именно кадра 135 плёнки, это первое серьёзное смысловое ограничение, позволяющее более-менее осознанно воспринимать зависимость степени увеличения фотографируемого объекта от фокусного расстояния объектива. К сожалению, шкала зависимости оптического увеличения от ФР для малоформатной плёнки стандарта 135 - НЕ ПОДХОДИТ ни для какого другого формата.

Следующая характеристика объектива - его рабочий угол зрения. Определяется он в градусах и рассчитывается как угол между воображаемыми лучами, как бы выходящими из передней узловой точки объектива.

Площадь покрытия
- измеряется в мерах длинны и определяет, какого размера светоприёмник способен покрыть объектив. Например стандартные малоформатные объективы кроют кадр размером 36х36 мм. Среднеформатные объективы рассчинаны на светоприёмник размером 60х60 и 90х90 мм. Существуют так же большие форматы - 180х180 и даже 360х360 мм.

Существует прямая связь между ФР, РУ и ПП. При росте ПП, мы, для сохранения РУ, должны увеличивать ФР.

Есть ещё торговый термин ЭФР. Торговый потому, что к оптике он никакого отношения не имеет и с объективами никак не связан. ЭФР придуман для того, чтобы подсластить горечь первых обладателей "кропнутых" камер. Когда "кроп" ещё не был достаточно изучен и воспринят, он понимался как недо-формат и, для повышения продаж, был придуман известный перл вроде: "Ваш 200мм объектив на нашей камере станет 300мм!!!! Покупайте наших слонов!!!" Естественно, никаких 300мм мы не получим, а получим обрезанную по краю картинку. Это не страшно и не плохо, просто нужно понимать ПРИЧИНЫ этого явления и помнить, что оптическая схема объектива, одной из характеристик которой является ФР, НЕ ЗАВИСИТ от того, к какой камере прикрутили или не прикрутили объектив.

Существует расхожее мнение, будто от ФР зависят перспективные искажения. Естественно, это не так. Утверждение, будто "длиннофокусный объектив сжимает перспективу" - беспочвенно. ВСЕ объективы и исправленными геометрическими искажениями рисуют перспективу АБСОЛЮТНО ОДИНАКОВО! На перспективу влияет ТОЛЬКО РАССТОЯНИЕ ДО ОБЪЕКТА!
Убедиться в этом достаточно просто - сфотографировать объект сначала длиннофокусным объективом, а потом, не сходя с места, короткофокусным. Обрезав вторую фотографию до содержания первой мы молучим абсолютно идентичные в плане перспективы фотографии. Природа этого заблуждения кроется в том, что для сравнения любят использовать фотографии, эквивалентные не расстоянием, а СОДЕРЖАНИЕМ снимков. Для того, чтобы уместить все предметы, попавшие в кадр в широкоугольным объективом, нам придётся отойти намного дальше и, соответственно расстоянию, изменится перспектива.

ГРИП - Глубина Резко Изображаемого Пространства обычно определяется как "Расстояние между самой ближней к фотоаппарату и самой дальней от него точками, в пределах которого изображение имеет достаточную резкость." Это сильно упрощённое определение и оно не раскрывает главного - глубина ГРИП ВСЕГДА РАВНА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛОСКОСТИ. ГРИП по-сути не имеет глубины, как луч света не имеет толщины.
Глубиной резкости мы привыкли считать такое пространство, в предлах которого предметы КАЖУТСЯ НАМ резкими. Иными словами, в этом пространстве величина размытия не превышает разрещающую способность светочувствительного элемента. Как только пятно размытия превышает размер плёночного зерна или байеровской ячейки - предмет уходит в зону нерезкости.
Если лучи, сформированные одной точкой объекта, проходящие через разные точки объектива, достигают светоприёмника под достаточно острым углом, ГРИП кажется нам "большой", если под тупым - "маленькой". Если передняя линза достаточно велика и диафрагма открыта - расстояние между краями линзы, КАЖДАЯ ТОЧКА КОТОРОЙ пропускает через себя один и тот же луч, довольно велико. Соответственно, лучи пересекаются в фокальной плоскости под тупым углом. Если сильно прикрыть диафрагму, большая часть объектива бездействует - лучи проходят почти паралельно через небольшой участок объектива и падают на светоприёмник под острым углом, увеличивая ГРИП.

Кроме размеров передней линзы (читай-светосилы объектива), на ГРИП оказывает влияние РАССТОЯНИЕ до объекта. Чем объекты дальше, тем меньше между ними угловая разница. Если вытянуть перед собой руку с линейкой, то в 1 её сантиметр может уместиться вблизи спичесный коробок, а вдали - железнодорожный состав. Угловая величина этих объектов, а следовательно и угол падения световых лучей на светоприёмник, будет равным. Равным будет и ГРИП ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗМЕРОВ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ.

ГРИП НЕ ЗАВИСИТ ОТ ФР ОБЪЕКТИВА. ГРИП зависит только от УГЛОВОГО РАЗМЕРА ОБЪЕКТА и текущей апертуры объектива. В отличие от перспективы, которая не меняется при изменении угла зрения, ГРИП напрямую связана именно с углом зрения. Если мы возьмём объективы на 2,0 но, с ФР 50 и 85мм, после чего сделаем снимки с разного размера, но ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ, мы получим равную ГРИП.

Продолжение следует...

0

2

Требует пояснения последняя фраза
"ГРИП НЕ ЗАВИСИТ ОТ ФР ОБЪЕКТИВА. ГРИП зависит только от УГЛОВОГО РАЗМЕРА ОБЪЕКТА и текущей апертуры объектива."
Во всех формулах расчёта ГРИП фигурирует ФР.
http://i026.radikal.ru/0802/59/f507c3043995.gif http://i012.radikal.ru/0802/52/d3e3478ec6e0.gif
где p – расстояние между плоскостью изображения и плоскостью наведения, А - относительное отверстие, f - фокусное расстояние, d – допустимый кружок рассеяния, p1 – положение переднего плана, p2 – положение заднего плана.

Внимание, знатоки! Это что, в знаменателе уловые размеры вычисляются?

0

3

Rost
Замечание очень правильное. Просто для математических формул как правило используются более удобные для вычисления величины, чем угловая величина объекта. Приведённый мной в пример подход - практический, через который шло понимание природы такого явления, как ГРИП, а не теоретический. На практике проще понять именно угловую величину объекта и зависимость глубины резкости от угла падения лучей на светоприёмник, чем оперировать многоэтажной математикой.

Приведённая формула расшифровывается следующим образом:

Делим формулу пополам и рассматриваем пока первую половину.
В данном случае мы рассчитываем расстояние от той самой математической плоскости (р), которой является зона абсолютной резкости, до расстояния, за которым размытие выходит за границы нераспознавания. Иными словами, за этой дистанцией кружок размытия превышает величину d и снимаемый объект перестаёт быть резким. Нижняя часть - коэффициент расстояния, внутри которого не превышается величина d, угловые размеры объектов в данной формуре вообще не фигурируют.
Подобным образом рассчитывается передний предел глубины резкости (р2), после чего из первого значения (левая часть формулы - р1) вычитается вторая часть формулы (р2), в результате чего мы получим дистанцию, внутри которой кружок размытия не превышает лимита, то есть, все объекты кажутся резкими.

Как я уже говорил, остчёт ведётся от плоскости идеальной резкости (р) в обе стороны.

0

4

Вот чего я не понял из сказанного выше, так это того, что по сути являет собой формула?
Это эмпирически выведенная методика приблизительно позволяющая рассчитать ГРИП или всё-таки по ней можно её высчитать точно?
Если в первом случае всё более-менее понятно, то во втором, зависимость от ФР всё-таки есть.
При изменении ФР у меня ведь при неизменных линейных размерах обьекта изменяется его уловой размер, соответственно и ГРИП.
Но это, если по теории, а на практике... Математики, скажите, знаменатель увязан с угловым размером?!

ЗЫ: Внимательно всё прочитав, обнаружил-таки подвох в виде фразы "ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗМЕРОВ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ". Сразу всё встало на свои места!
А то "вагон", понимаешь, "коробок", "одинаковый ГРИП"... :)  Угловой размер и расстояние - вот где ФР зарыт. :)

Отредактировано Rost (2008-02-04 22:33:05)

0

5

Rost
Всё перерыл, никак не могу найти самую первую, эмпирическую формулу рассчёта ГРИП... Там всего три переменные - диафрагменное число, угловой размер объекта и реальный его размер. Соотношение последних двух переменных даёт расстояние, диафрагменное число на угловой размер - ГРИП. Плюс этой формулы - простота рассчёта. Минусы - крайняя неточность.

По приведённой тобой формуле я считал ГРИП для Гелиоса-81 и Юпитера-9 на открытых. Нормально она работает.

Ещё есть ГРИП-калькулятор. Его можно сохранить на винт и пользоваться по желанию.

Угловой размер и расстояние - вот где ФР зарыт.

Я это и имел в виду. Просто как и при рассказе о ФР начал не с конечной формулы, а с самого начала, как было объяснено это явление и как развивалась теория его.

Отредактировано Bianor (2008-02-04 23:02:52)

+1

6

Здорово, что многое становится понятней! Продолжим ликбез?

0

7

Обязательно! Но пока только картинка:

http://tn1-2.pv.deviantart.com/fs26/150/f/2008/035/5/8/Optic_by_Bianor.jpg

0

8

Ну и я свою лепту внесу. Для тех, кто не в поле, а дома хочет посчитать на калькуляторе ГРИП, есть калькулятор симпатичный.
http://www.rwpbb.ru/test/rezkdl/rezk2d.html

0

9

Rost
ОЧЕНЬ полезная картинка

0

10

Прошу прощения, что затянул — нужно было подготовить иллюстрации. Ах да... Все иллюстрации, как всегда, авторские! Мои то бишь:).

Часть II
В которой мы встретимся с сёстрами Аберрациями, портящими кровь фотографам.

Итак, поговорим о том, что нам портит жизнь и портит картинку. Борьба с аберрациями началась сразу после появления первого линзового объектива — монокля. По одной простой причине, он обладает ВСЕМИ известными аберрациями.

Аберрации делятся на хроматические и геометрические.
Разница между ними очень простая: первые расщепляют белый свет на спектр; вторые воздействуют на лучи всего спектра одинаково.

Хроматизм можно проиллюстрировать следующим образом:

http://tn1-3.pv.deviantart.com/fs27/150/f/2008/037/c/3/XA_by_Bianor.jpg

Каждая часть линзы в отдельности – своего рода призма, а призмам свойственно расщеплять белый свет на составляющие его цвета спектра.

Хроматическая аберрация бывает двух видов — продольная и поперечная.

Расщепление потока света движущегося параллельно главной оптической оси вызывает продольную ХА — лучи различного спектра совмещаются на разном расстоянии от фокальной плоскости, в результате чего изображение теряет контраст и подмыливается. Заметного искажения цвета не видно, так как кружки нерезкости каждого из цветов накладываются друг на друга и дают в сумме белый цвет. Тем не менее, светлые ореолы размывают границы объектов и снижают резкость снимка.

Этот тип ХА лечится диафрагмированием по той же причине, что и увеличение ГРИП —  в объектив с закрытой диафрагмой свет проникает узким лучом и угловая разница между лучами, падающими в одну точку светоприёмника невелика.

Расщепление  потока света движущегося под углом к  главной оптической оси вызывает смещение линий спектра друг относительно друга и называется поперечной ХА. Каждая часть спектра рисует свою собственную картинку, смещённую относительно других. Каждая часть объектива действует как небольшая призма, преломляя световые лучи разной частоты с различной интенсивностью. В результате возникают цветные ореолы вокруг контрастных линий. Особенно это заметно в том случае, если в объектив попадает на тёмном фоне узкий пучок белого цвета — расщеплённый свет рисует в таких места нечто подобное:

Этот тип ХА - НЕ лечится диафрагмированием.

Из этой иллюстрации понятен механизм продольной и поперечной ХА:

http://tn1-5.pv.deviantart.com/fs25/150/f/2008/038/3/e/XA2_by_Bianor.jpg

А вот неплохой пример поперечной хроматической аберрации:

http://bianor.centaurs.ru/auch/foto/aberration/xa3.gif

Геометрические аберрации или «аберрации Зайдля» делятся на:
-Сферическая аберрация (СФА)
-Коматическая  аберрация (Кома)
-Астигматизм
-Кривизна поля
-Дисторсия

СФА. Большинство линз имеет свою поверхность такой формы, как будто от шара отрезан ломтик. Иными словами, кривизна линз – часть сферческой фигуры, у которой имеется где-то центр кривизны. Обычно такие линзы и называют – сферическими. Но, у сферических линз есть один скрытый недостаток. Центральная часть таких линз преломляет свет гораздо слабее, чем периферические области. Получается, что угол схождения лучей света в центре линзы и у её края отличаются:

http://bianor.centaurs.ru/auch/foto/aberration/xa4.gif

В результате, каждая часть объектива – кольцами от центра к краю – даёт зону резкости на разном расстоянии от светоприёмника и навестись на цель не представляется возможным. Если мы делаем резким изображение с центральной части объектива, края рисуют поверх этого изображения мазню. Если резко рисует край – поверх накладывается “зона нерезкости” с центральной части. В результате мы получаем примерно такие изображения:

http://bianor.centaurs.ru/img/foto/small/sfa.gif

Правда, СФА замечательно лечится простым диафрагмированием:

http://bianor.centaurs.ru/img/foto/small/horse_01.gif

И так вплоть до полной резкости.

Коматическая аберрация, или кома – частный случай СФА. Но корректировать на кому объектив придётся отдельно. Если вспомнить продолную и поперечную ХА, то СФА и Кома вызываются точно в таких же условиях – СФА потоком света по оптической оси объектива, а кома по любому направлению, отличному от оптической оси. Неравномерность преломления приводит к тому, что точки по краю кадра превращаются в кометы с хвостиками (откуда, собственно, и название):

http://bianor.centaurs.ru/auch/foto/aberration/koma.gif

Диафрагмированием кома лечится, но очень слабо, так как диафрагмирование наиболее эффективно в районе оптической оси.

Астигматизм. Тут следует вспомнить, что изображение ОДНОЙ точки формируется ВСЕЙ поверхностью объектива. ВСЕМИ его точками. Условно можно выделить четыре точки – верхнюю, нижнюю, правую и левую. Если представить (блин... как этот 3d Max запускается...), что та точка, которую объектив должен отобразить на светоприёмнике, находится не на оптической оси, а, к примеру, напротив верхней точки, то те четыре луча, которые сформируют её на светоприёмнике, должны пройти разный путь. Оставшиеся в стороне правая и левая точки пересекутся ближе к линзе, чем верхняя и нижняя. В совокупности они нарисуют точку в виде черты, которая по своей длине равняется расстоянию между двумя точками фокусировки:

http://bianor.centaurs.ru/auch/foto/aberration/astigmation.gif

Развитием выправленного астигматизма является известное “подкручивание” боке у Планаров – следы данной аберрации вытеснены в зону зафокусного размытия:

Кривизна поля. Фотоплёнка и матрица – плоские объекты. Соответственно и зоны фокусировки всех лучей, проходящих через объектив и формирующих изображение, должны быть сконцентрированны именно в плоскости. Тем не менее, простейшие линзовые объективы имеют плоскость формирования изображения в виде полусферы с центром кривизны в районе задней узловой точки. В этом случае, мы можем наводиться по центру кадра и получить кружок рескости по центру объектива с падением резкости к краю, либо наводиться по краю и получить кольцо резкости с пятачком мути в центре. Кроме простейших малолинзовых систем, кривизна поля характерна и для некоторых многолинзовых систем, например для Пецвалей или для более известного Гелиос-40. Впрочем, в отношении последнего обычно говорят: “Это не бвг, это фича!”

Наконец, дисторсии! Они искажают масштаб и форму фотографируемых объектов. Если сфотографировать квадрат и в результате получить вместо квадрата четырёхугольник с вогнутыми внутрь сторонами и вытянутыми углами, значит столкнуться с положительной или “подушкообразной” дисторсией. Если края выпучены – отрицательная или “бочковидная” дисторсия.

Пример “бочковидной” дисторсии:

http://bianor.centaurs.ru/auch/foto/aberration/distorsion.gif

Отредактировано Bianor (2008-02-09 01:00:43)

0

11

Никому, похоже, не интересно, но я всё-таки продолжу...

Часть III
В которой мы расшифруем разные непонятные слова.
(иллюстрации взяты из различных источников!)

Часто можно услышать фразы вроде: "планаровское двоение...", "поле кривое, как у пецваля", "перископ, это вам не монокль!" и тому подобные вещи. Это всё исторически сложившиеся названия определённых оптических схем, которые приводят для определения и классификации своего парка оптики. Множество объективов имеет собственные названия, но оптических схем не так много, как кажется с первого взгляда.

Однолинзовые объективы.
Иначе их часто называют "моноклями". В общем случае, моноклем является одна плоско- или вогнуто-выпуклая линза, направленная выпуклой стороной к светоприёмнику. Вогнуто-выпуклая линза предпочтительнее, так как у неё меньше кривизна поля. Плоско-выпуклая уже нарисует маленький кружок относительной резкости, побитый СФА в окружении размытия. Можно использовать и двояковыпуклую линзу, но у неё поле кривое, как бивни мамонта, что и используется в так называемом lensbaby - двояковыпуклая линза на конце обрезка шланга от противогаза.

Максимальное относительное отверстие, на котором однолинзовый объектив будет давать приемлимую резкость с выправлением СФА, ХА и комы - f8.

Двухлинзовые объективы
Тут уже несколько сложнее, так как инженерная мысль пошла двумя путями:

1. Ассиметричные объективы - соединение положительной и отрицательной линз - ахроматы или "ландшафтные линзы" с исправленной ХА, но болеющие сатигматизмом, комой и дисторсиями.

http://bse.sci-lib.com/a_pictures/19/23/th_262593597.jpg

2. Симметричные объективы - соединение двух положительных линз - перископы и гипергоны, у которых исправлена дисторсия, но ХА, СФА, кома и астигматизм лечатся сильным диафрагмированием.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1f/Lens_periscope.svg/180px-Lens_periscope.svg.png

Максимальное относительное отверстие, на котором двухлинзовый объектив будет давать приемлимую резкость с выправлением СФА, ХА и комы - f5,6-6,5.

Трёхлинзовые объективы

Наиболее интересен в этой части:

1. Триплет Кука, который используется на простых камерах вроде "Смены" и "Любителя". Революционный объектив, так как он первый, после монокля, несимметричный по самому своему происхождению объектив. В дальнейшем, несимметричная схема "положительная-отрицательная-положительная" линзы будет развиваться и даст начало целой серии объективов.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/Lens_triplet.png

2. Семиапланат и "верито" - по сути перископ у которого одна из линз заменена ахроматической склейкой.

Максимальное относительное отверстие, на котором трёхлинзовый объектив будет давать приемлимую резкость с выправлением СФА, ХА и комы - f3,5-4.

Четырёхлинзовые объективы
Так... Тут уже разброс просто колоссальный.

1. Самый простой четырёхлинзовый объектив, произошедший от схемы "перископ" путём замены менисков ахроматами - апланат:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2c/Lens_aplanat.svg/180px-Lens_aplanat.svg.png

2. Если склейки отразить так, чтобы положительная линза в них оказалась снаружи, получится так называемый "аномальный" апланат. Если же переднюю склейку разделить... Тогда у нас в руках окажется знаменитый "тессар", который стал родоначаликом колоссального количества объективов и торговых марок. Советские "Индустары", "блинчики" Пентакса, "Эльмары" Лейки, "Роккоры" Минолты  - это всё тессары. Более того, подавляющее большинство мыльничных зум-объективов тоже тессары, с которыми, для изменения ФР используется оптическая трансфокальная насадка. Само название происходит от греческого "тэссэра" - "четыре", по числу оптических компонентов. Замечательный во всех отношениях объектив!

Максимальное относительное отверстие, на котором тессар будет давать приемлимую резкость с выправлением СФА, ХА и комы - f2,8.

http://dioptrique.info/objectifs2/00095/00095.GIF

3. Первым в мире рассчитанным по математическим формулам объективом был "портретный объектив" Йозефа Петцваля или просто "петцваль". Дата создания этого объектива - 1840 год. Причём до сих пор он активно используется в кинопроекционной технике. Из плюсов - высокая на помент создания объектива сетосила (f3,5), выправленные кома, астигматизм, ХА и СФА. Единственный недостаток, с которым не удалось справится Пецвалю - кривизна поля. Объектив очень резко рисовал лишь центральную часть кадра, края же расплывались в нерезкость.

http://infra.sai.msu.ru/vega/images/22.gif

Остальные четырёхлинзовые системы, а их было немало, канули в лету. Протары, Ксенары, Сафиры, Телконы - достояние истории.

Продолжение следует

0

12

Не, продолжения не следует. Никому не интересно, значит кина не будет.
Тему можно закрывать.

0

13

Bianor
по хорошему надо бы сделать сайт сообщества и тебя поставить главным по теоретическому разделу :)

0

14

С удовольствием читаю "Ликбез", афтар пеши исчё!!!!
Народ, ну что вы в самом деле?!
То, что большую часть уже усвоили в фиг-знает-каком году, это не повод, чтобы закрывать тему. Поддержите автора. В конце-концов мы ж всю жизнь учимся...

Отредактировано Rost (2008-03-06 15:16:35)

0

15

да здравствует ликбез Бианора

0

16

Bianor
Дядько Бианор, продолжай ликбез, хочется про сложные объективы простым языком :-)

0

17

Бунтарь
Я тебе как раз один такой сложный анастигмат - симметричный шестилинзовый гаусс, запатентованный фирмой Карла Цейсса под именем "Планар" и передратый нашими оптиками под именем "Гелиос" - торчу. Как бы встретиться-то? А то меня совесть мучает, прикинь? Да и пивОм накачаться было бы неплохо...

0

18

Bianor почистил топик.
Ждем продолжение про объективы!!!

+1



Создать форум.